Обычно все вспоминают в сентябре на годовщину трагедии. По телевизору снова крутятся страшные кадры, журналисты снимают репортажи и расследования, в блогах и соцсетях появляется фото Эльбруса Гогичаева, выносящего из школы крохотную Алену Цкаеву, или самый страшный для меня кадр - Феликс Тотиев у могил своих шестерых внуков.
В этом году было 20 с того с страшного дня, поэтому говорили и писали может несколько больше. Хотя немалую роль сыграл, думаю, визит В.В. Путина в Беслан.
И значит встречаю я где-то в ленте заявления некоторых особо одаренных, что мол специально разгоняют тему, мол делают сакральным. Очнулись двадцать лет спустя. И вот Путин на коленях в городе ангелов, а по мановению щелчка возникает мемориал, церковь и памятные надписи. Кто-то додумался до того, чтобы написать о существующем якобы запрете писать о Беслане, ведь несомненно власть боится вопросов, которой ей зададут. Мне кажется самые страшные вопросы Путину уже задавали прямо в те дни, когда родственники заложников стояли вокруг школы с плакатами: "Путин выпусти террористов" "Путин не убивай наших детей".
И много-много всяких писак всячески пиарилась на трагедии и изобретали все новые и новые причины. И конечно же без "сами себя" или "власти отвлекали внимание" не обошлось.
Я хотела написать этот пост еще тогда, ну или ближе к годовщине трагедии. Но вначале было тяжело вспоминать. Потом все же заработалась.
Но вот появилось настроение и я хотела поделиться своими воспоминаниями о поездке в Беслан.
читать дальше
Вокруг того самого спортивного зала где прогремели роковые взрывы 3 сентября построили вот такой вот мемориал. Здание оставили как оно есть. Только укрепили стены и окна, чтобы не разрушилось. А вокруг него возвели купол и колонны, символизирующие погребальный венок. Перед ним стоит колокол, который звонит 1 сентября.
Первое что меня поразило при входе:
Какой же он маленький!
Как в этом маленьком помещении могли удерживать столько людей. Я конечно помню видео, снятое террористами изнутри. Как люди сидели друг у друга на головах. И прекрасно понимаю почему большая часть погибших пришлась на тех, кого убило взрывом осколками или рухнувшей крышей.
Больше удивляет что погибли не все.
Внутри установлен крест. На стенах фотографии погибших детей.
Тяжело читать одинаковые фамилии, и понимать, что здесь погибла целая семья. Или Мать с дочкой. Или бабушка с внуком.
Страшно. Просто страшно. Но ты идешь по залу и читаешь, внимательно вглядываясь в лица погибших.
В зале много цветов. Игрушек.
И конечно же местами приносят бутылки с водой. Ведь это уму непостижимо, что дети просидели три дня в этом аду и им не давали пить.
Правда это фото взяла из интернета, потому что сама почему-то не сфоткала. Но они были. Не так много но были.
И конечно же надписи на стенах. Все стены исписаны посланием людей, которые пытались высказать свою боль.
Помнит Белгород. Помнит Светлогорск. Помнит Радужный. Помнит Нерюнгри. Помнит Владивосток. Помнит Калининград. Помнит Тюмень, Помнит Салехард и Норильск.
Помнят и скорбят даже французы, оставившие на двери послание:
"Граждане Франции скорбят. Франция - это Беслан"
И это не вандализм. Это рвалось из груди. Искренне. И люди хотели выразить... и не смели.
Потому что второе, что меня поразило внутри спортзала: "какая же здесь оглушающая тишина".
Там были люди. Несмотря на то что это был вечер буднего дня. Люди все равно приходили. Некоторые пришли с детьми. И все разговаривали шепотом. Негромко. Кратко. Как бы боясь потревожить эту глубокую тишину. Потому что ты там внутри каждой клеточкой своего тела словно впитываешь в себя тот уровень страданий и боли, наполнивший каждый сантиметр этого помещения.
И я поняла, почему сначала речь шла о стеклянном саркофаге над спортзалом, а потом поставили колонные с перфорированными панелями. Потому что будь помещение закрытым - не каждый бы смог там внутри находится.
В Беслане погибло 334 человека из них 186 детей. Поэтому все фотографии не поместили в зал. Иначе бы наверное они заполнили бы все стены. Но вокруг мемориала идет стена, где аккуратно записаны все имена.
Так же на территории установлена памятная плита на мести гибели подполковника Дмитрия Разумовского
Рядом со школой возвели храм в память о жертвах террористов.
Я вышла. Вдохнула воздух. Посмотрела на заходящее солнце и поняла, что если поеду на кладбище города Ангелов, то буду рыдать полдня.
Но в следующий приезд обязательно смогу и посещу.
Потому что в интернете существует множество списков с перечислением мест, где должен обязательно побывать каждый житель России.
Чаще всего это памятники ВОВ. Храмы. Монастыри. Чудеса природы.
Но в моем личном списке на второе место после Мамаева Кургана встал Беслан.
Помню. Скорблю. И никогда не забуду